Управление инновациями

Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным...

Управление качеством

Качество – это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги...

Управление затратами

Информация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации...

Сущность стратегического планирования


Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руковод­ством организации, а ее реализация предусматривает участие сотруд­ников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой – гибким, допускающим кор­рекцию. Выработанная стратегия придает организации общую направ­ленность и индивидуальность, а ее сотрудникам – четкие ориентиры в повседневных действиях [18; c.6].

Перейдем теперь к понятию «планирование». Формально планирование – это процесс построения плана деятельности. Однако явление «планирования» в условиях рынка многоаспектно и предполагает анализ с различных точек зрения.

Обратимся к исследованиям проблем менеджмента российских и зарубежных авторов и приведем некоторые из определений процесса планирования.

Планирование – это:

Ø процесс принятия решения, направленный на достижение такого желательного состояния в будущем, которое не возникнет само собой [2;с.183];

Ø заблаговременный учет внутренних н внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия [20; с.177];

Ø процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможно­стей, условий и факторов [59; с.72].

Приведенные характеристики планирования позволяют обобщенно выделить два обязательных аспекта:

1) постановка целевого представления;

2) разработка пути достижения цели.

Таким образом, под планированием

будем понимать такой процесс принятия решения, при котором достигается целевое (желательное и более совершенное) состояние деятельности и путь его достижения с учетом внутренних возможностей и внешних факторов (условий).

С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:

· стратегический план – долговременный план, как правило, охватывающий период 10 – 15 лет, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей;

· долговременные планы – разрабатываются не несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются как составная часть стратегического плана;

· текущие планы – детальные планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги.

· оперативные планы – детальные планы, посвящённые решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации характеризуются большим разнообразием используемых приёмов и методов;

· инвестиционные проекты – долговременные планы капитальных вложений, направляемые на создание новых производственных мощностей;

· бизнес-план – план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

Перейдем к рассмотрению непосредственно понятия «стретегическое планирование». Можно указать несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассмат­ривают его как «процесс определения и установления связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование – это процесс управления с целью осуществле­ния миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением». Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации» [56; с.157].

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управ­ленческих функций, или основой функциональной структуры сис­темы управления. Стратегическое планирование является инстру­ментом, с помощью которого формируется система целей функци­онирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению. Другими словами, стратегическое планирование предусматривает такое управление предприятием, которое позволяет достигать поставленных целей.

Стратегическое планирование решает следующие проблемы предприятия:

§ какие заказчики будут у предприятия, и на каких рынках предприятие будет работать;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы