Управление инновациями

Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным...

Управление качеством

Качество – это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги...

Управление затратами

Информация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации...

Сущность стратегического планирования


Стратегическое планирование как новый подход в менеджменте был сформирован в 70–80 гг. XX в. Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Аб­раме, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хемел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон и др. [7; с.8]

Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим об­разом и своевременно реагировать на происходящие в нем изме­нения.

Остановим свое внимание на понятиях, которые стали основой для формулировки «стратегическое планирование». Для этого необходимо будет рассмотреть такие термины как «стратегия» и «планирование».

Термин «стратегия» теоретики менеджмента заимствовали из области военных искусств (греч. stratos – войско + ago – веду). Один из ведущих военных теоретиков К. Клаузевиц так различал стратегию и так­тику: «Тактика есть учение об использовании вооруженных сил в бою, а стратегия – учение об использовании боев в целях войны». Клаузевиц отмечал и то, что тактика и стратегия «представляют собой две проникаю­щие одна в другую в пространстве и времени, но в то же время различ­ные по существу деятельности» [7; с.9].

Обратимся к мнениям ведущих современных специалистов в области менеджмента относительно термина «стратегия». Стратегия — это:

Ø способ действия; новые правила принятия решений и устано­вок, направляющие процесс развития организации; средство достижения результата: инструмент, который может помочь в условиях нестабильности [5; с.17];

Ø рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных, намеченных компанией мер [20; с.110];

Ø генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели [15; с.222];

Ø генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по дости­жению стратегических целей; средство перевода организации из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние [59; с.133];

Ø детальный всесторонний план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и дости­жение ее целей [41;с.257];

Ø качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей предприятия [58; с.271];

Ø совокупность ориентиров для деятельности предприятия; иссле­дование будущего; рамка для инноваций (создания новых продук­тов, процессов и захвата рынков); комплексный план, предназна­ченный для осуществления миссии организации и достижения ее целей; ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации [21; с.30-31];

Ø программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятель­ности [60;c.440].

Обобщая многообразие приведенных определений стратегии, выведем общую формулу: стратегия — это нечто, обеспечивающее достижение целей организации. Кроме того, общим для большей части определений является нормативный статус стратегии, т.е. стратегия отвечает на вопрос, как должно действовать предприятие. Иными словами, стратегия выступает в качес­тве нормативного средства перевода предприятия в запланированное целевое состояние («желаемое руководством будущее состояние»). В функцию этого средства и попадают отмеченные специалистами: способ, новые правила, инструмент, система мер, генеральное направление (план) дей­ствий, наиболее общий подход, взаимосвязанный комплекс деятельности, обобщающая модель действий, образ действий, качественная последовательность действий и состояний, совокупность ориентиров.

Итак, стратегия организации — это комплекс принципов деятельности орга­низации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. Это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы