Управление инновациями

Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным...

Управление качеством

Качество – это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги...

Управление затратами

Информация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации...

Управление оборотным капиталом малого предприятия.


Общие положения.

Оборотные средства (или оборотный капитал) являются динамичным ресурсом, определяющим жизнедеятельность фирмы. Они относятся к категории текущих активов и соответствуют циклам производства и реализации продукции (услуг).

Главными характеристиками оборотных средств являются: ликвидность, объем, структура.

Основными составляющими оборотных средств являются:

денежные средства (наличные в кассе и на р/с);

дебиторская задолженность;

запас (товарно-материальный или производственный);

незавершенное производство.

Элементы оборотных средств имеют различную ликвидность (абсолютная ликвидность свойственна лишь денежным средствам). Объем и структура оборотных ресурсов зависят от отраслевой специфики и направленности бизнеса. Управляющие воздействия должны осуществляться по каждой структурной составляющей оборотных средств, то есть необходимо комплексное управление.

Оборотные средства входят в состав активов, являясь текущими активами. В свою очередь текущие активы с точки зрения управленческих воздействий состоят из постоянной (систематической) доли и переменной (изменяющейся в зависимости от различных факторов). Как правило, постоянная доля оборотных ресурсов представляет собой минимально необходимый уровень для осуществления планируемой производственной деятельности.

Дополнительные ресурсы обусловлены изменяющейся ситуацией на рынках поставщиков, потребителей, производителей. Следовательно, поддержание общей величины оборотных средств в оптимальных размерах, в том числе по каждой из составляющих этих ресурсов, является главной задачей управления оборотным капиталом.

Управления оборотными средствами всегда рассматривается в совокупности с краткосрочными (текущими) обязательствами, которые покрываются оборотными ресурсами. В успешно развивающейся фирме текущие активы должны превышать величину текущих (краткосрочных) обязательств, к которым относится краткосрочная кредиторская задолженность, в том числе по товарным кредитам, обязательные платежи (сборы, налоги, отчисления, оплата счетов-фактур и прочие выплаты), расчеты по банковским ссудам, займам.

Исходя из того, что существуют оборотные ресурсы и текущие обязательства, необходимо учитывать наличие чистых текущих активов (оборотного капитала), которые представляют собой разницу между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Если долговые обязательства превышают текущие активы, то образуются чистые текущие обязательства, что является сигналом финансовой неустойчивости фирмы.

Таким образом, управление оборотным капиталом связано с поиском решений по основным составляющим оборотных ресурсов и краткосрочным обязательствам.

. Управление денежными средствами.

К денежным средствам относятся деньги, находящиеся в кассе, на расчетных и депозитных счетах. К денежным эквивалентам относятся и ценные бумаги как высоколиквидные элементы оборотных средств. В функции управляющего финансами входит решение задачи оптимального запаса денежных (наличных) средств, так как их значительный объем, с одной стороны позволяет повысить платежеспособность фирмы, с другой – к замораживанию свободных денежных средств.

При управлении денежными потоками следует учитывать, что денежные средства необходимы, прежде всего, для выполнения текущих операций, а так как между их притоком и оттоком всегда имеется временной лаг, то фирма может иметь на расчетном счете запас свободных денежных средств. Кроме того, свободные денежные средства нужны для осуществления непредвиденных платежей и инвестирования в эффективные проекты.

В российской экономике существует проблема взаимных неплатежей, что усугубляет ситуацию с притоком денежных средств от продажи продукции и приводит к дефициту оборотных средств.

Для принятия решений о необходимом объеме денежных средств надо учитывать;

величину ликвидных активов фирмы;

объем долговых обязательств и сроки их выполнения;

условия получения краткосрочных кредитов;

норму прибыли продукции (услуг);

коммерческий риск;

платежеспособность потребителей (покупателей);

экономические условия.

Также следует учитывать, что получение прибыли не гарантирует наличия денежных средств при определенных экономических условиях, что иллюстрирует пример.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Разделы